Плагиат в моде: все новое — хорошо забытое старое

Дeжaвю — пeрвoe слoвo, кoтoрoe приxoдит нa ум при прoсмoтрe дeфилe нынeшнeгo сезона. Раф Симонс как будто включил в коллекцию pret-a-porter вещи, не представленные на шоу haute couture, весенне-летний показ Эди Слимана сложно с первого взгляда отличить от осенне-зимнего, а Оливье Рустан не на шутку увлекся творчеством Александра Маккуина и цитирует его практически без изменений. Мы решили разобраться, чем вызван дефицит новых идей в fashion-индустрии, а заодно вспомнить все «хорошо забытое старое».

  • 1 2 3 …37

    В последнее время в коллекциях модных дизайнеров стало встречаться слишком много прямых цитат из творчества своих коллег. Самый свежий пример — пиджак от Balmain, похожий на пиджак от Givenchy как две капли воды

Мы уже давно не возмущаемся, заметив в коллекциях масс-маркета вещи, отчетливо напоминающие последние творения известных модных брендов (разумеется, речь идет не о наглых подделках, а об очень похожих нарядах). И не видим ничего плохого в том, что купить актуальное платье (почти как на парижском подиуме!) можно не за 3 000 евро, а за 3 000 рублей.


В конце концов, тренды уже давно не задаются дизайнерами. В мире существует несколько специализированных агентств, занимающихся прогнозированием тенденций. Их услугами пользуются как модные Дома первого эшелона, так и демократичные марки.

Однако где проходит та грань, где заканчивается тренд и начинается плагиат? Понятно, что если похожие вещи представлены с разницей в пару дней или даже недель, то дело, скорее всего, в общем источнике вдохновения — трендбуке. Но порой сами законодатели моды начинают попросту копировать произведения своих коллег или менее известных дизайнеров. А в последнее время поговоркой «Все новое — это хорошо забытое старое» можно описать не только свежие тенденции, но едва ли не каждую вторую коллекцию.


Заимствования в моде были всегда. Просто кто-то вдохновляется трендами давно минувших десятилетий, а кто-то — творчеством конкурентов.

Немного истории

Самым громким fashion-скандалом 1994 года был иск Ива Сен Лорана против Ральфа Лорена. Французский дизайнер обвинил американского коллегу в том, что тот «содрал» дизайн его платья-смокинга, впервые представленного публике в 1966 году, а затем показанного в кутюрной коллекции 1991 года. Лоран выиграл, и Лорену пришлось выплатить штраф в размере 395 тысяч долларов. Правда, почти 88 тысяч долларов Ральф получил обратно, обидевшись на слово «содрал» и подав в суд за оскорбление — в общем, извиняться пришлось обоим.

А вот на Оливье Рустана, креативного директора Balmain, в суд никто не подавал, хотя поводов предостаточно. Видимо, все дело в том, что юный дизайнер знает, у кого можно заимствовать идеи. Предыдущие пару сезонов он активно эксплуатировал творчество Лагерфельда (у которого тоже есть пара скелетов в шкафу, но об этом ниже), а в последней, весенне-летней коллекции точь-в-точь повторил пиджак, придуманный ныне покойным Александром Маккуином для Дома Givenchy в 1997 году. Прямые цитаты из творчества своих коллег входят у молодого модельера в привычку, однако представители fashion-индустрии делают вид, что ничего не замечают.


Интересно, каким дизайнером вдохновится Рустан в следующем сезоне?

Модельеры против художников

Не безгрешен даже «великий и ужасный» Карл Лагерфельд. Шутка ли — более тридцати лет быть у руля трех модных Домов и выдавать от четырех коллекций в год для каждого! Конечно, тут будешь искать вдохновение не только в моде улиц или арабских сказках. Оказывается, хит минувшего лета — тканевый рюкзак Chanel — тоже не сам по себе родился в воображении модельера. Художник Скутер ЛаФорж (Scooter LaForge) в 2012 году сделал очень похожую вещь для арт-шоу в Нью-Йорке — даже знаменитые скрещенные буквы С присутствуют. Конечно, ЛаФорж отчасти сам виноват: он использовал известный логотип без разрешения, ну а Лагерфельд использовал его идею.


Художник, разумеется, не стал подавать в суд на модельера. А вот руководство бренда New Balance осмелилось пойти против мэтра и выдвинуло иск, обвинив Лагерфельда в копировании классической модели своих кроссовок.

Похоже, модельеры вообще считают абсолютно нормальным скопировать чужой дизайн, если в нем было использовано их имя или название подопечного бренда. Том Форд, например, в весенне-летней коллекции 2014 года выпустил платья, точь-в-точь напоминающие майки французской марки BBP. История возникновения этой вещи более чем запутанная. Рэпер Джей Зи посвятил Форду песню, по мотивам которой бренд BBP выпустил футболку. Певец ее надел, модельер увидел и, нисколько не стесняясь, решил предложить все то же самое в своей коллекции — правда, в виде вечернего платья, расшитого пайетками.


«Эти майки стоят 65 долларов, а моя «копия» продается за 6 500», — гордится своей находчивостью Том Форд. 

Сами с усами

Порой дизайнеры копируют самих себя. Так, многие fashion-критики на показе весенне-летней коллекции Dior pret-a-porter испытали стойкое ощущение дежавю. Креативный директор французского Дома Раф Симонс, не мудрствуя лукаво, решил пофантазировать на тему образа Марии-Антуанетты, к которой он впервые обратился в коллекции haute couture, представленной за пару месяцев до этого. Впрочем, «развить» — это мягко сказано. Многие модели повторялись практически один в один.

Справедливости ради стоит заметить, что предшественник Симонса в Доме Dior, Джон Гальяно (недавно наконец-то вернувшийся в «большую моду») тоже порой увлекался заимствованиями. Газетные принты, которые он неоднократно использовал в коллекциях для французской марки и для собственного бренда, придумала главная соперница Коко Шанель Эльза Скьяпарелли еще в середине 1930-х годов. И вряд ли Гальяно об этом не знал.