В Рoссии зaфиксирoвaн нoвый пугaющий трeнд — нaпaдeния нa шкoлы. Кaждый инцидeнт aктивнo oбсуждaлся в Сeти — в гoлoвe нe уклaдывaлoсь, чтo преступниками, действовавшими с особой жестокостью, оказывались сами ученики. Woman.ru попытался разобраться, откуда у подростков взялось желание прийти в школу с топором или коктейлем Молотова, а не с учебниками. В Рунете активно обсуждают нападения на школы
Читать о преступлениях страшно, читать о преступлениях, совершенных детьми, страшно вдвойне. Однако до недавнего времени в нашей стране показная жестокость и агрессивность во имя славы у подростков была скорее исключением из правил. После трех случаев нападения на российские школы учениками общественность забила тревогу, ведь на протяжении нескольких лет эта кровавая тенденция наблюдалась только в США и Канаде.
Сейчас специалисты пытаются разобраться, действительно ли массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999-м стало образцом для подражания российской молодежи, или всему виной неблагоприятная обстановка дома и равнодушие родителей и педагогов. А мы не только расскажем вам об этих ужасных событиях, но и спросим у экспертов-психологов, как западный феномен адаптировался к российской действительности.
«Колумбайн»-99
20 апреля 1999 года в городе Литтлтон в штате Колорадо двое подростков — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — взяли несколько внушительных самодельных бомб и оружие и отправились в школу. В здание Харрис и Клиболд вошли совершенно беспрепятственно. Охранник в тот момент не следил за обстановкой в школе, так как менял кассету в камере видеонаблюдения.
Проходя по коридорам, Эрик и Дилан стреляли и закидывали в классы самодельные бомбы, но те детонировали через раз. Тренер Дэйв Сандерс, пытавшийся эвакуировать детей, был безжалостно расстрелян (педагог, получивший несколько огнестрельных ранений, скончался по дороге в больницу от кровопотери). Позже молодые люди открыли огонь и по полицейским, которые прикрывали эвакуацию оставшихся детей, а потом Харрис и Клиболд покончили с собой.
Жители США до сих пор с содроганием вспоминают 20 апреля 1999 года
После того, как случившееся стало достоянием общественности, СМИ принялись искать виноватых. Список возглавили создатели культового шутера Doom, в который регулярно играли Эрик и Дилан.
Вскоре после инцидента стало известно, что Харрис употреблял антидепрессант, прием которого мог привести к маниакальным состояниям, отсутствию чувства сожаления и повышенной агрессивности.
За годы, прошедшие с момента этого жестокого массового убийства, было насчитано около 8 случаев, в которых школьники пытались повторить действия Эрика и Дилана. Происходило это лишь в США и Канаде, однако за последние полгода ситуация изменилась.
Нападение в Ивантеевке
5 сентября 2017 года 15-летний Михаил, взяв с собой кухонный топорик, самодельные петарды и травматический пистолет, отправился в школу № 1 города Ивантеевки в Московской области. Молодой человек спокойно прошел мимо поста охраны, которая, по словам родителей, вообще никогда не досматривала учеников. Отправив смс с предостережением своей сестре (она училась в той же школе, — прим. Woman.ru), подросток вошел в класс. Учительница информатики, возмущенная внешним видом и опозданием Михаила, потребовала, чтобы он немедленно покинул помещение. Молодой человек выстрелил в нее из травматического оружия, а затем ударил по голове кухонным топориком. По информации СМИ, подросток кричал, что несколько лет ждал этого момента. Через несколько минут старшеклассника задержали полицейские.
Преступление в Ивантеевке получило широкий общественный резонанс
Многие бывшие одноклассники и просто знакомые Михаила в беседах с журналистами подтверждали: школьник был фанатом Эрика Харриса и Дилана Клиболда, совершивших массовое убийство в «Колумбайне». К слову, он даже в соцсетях был зарегистрирован под фамилией одного из своих кумиров. Однако никто не воспринимал угрозы подростка всерьез. Даже приятельница, которую Миша предупредил о готовящемся нападении за день, призналась, что попросту не поверила в его слова.
Между тем существует версия о том, что Михаил хотел отомстить учительнице, с которой у него на протяжении нескольких лет были конфликты, и одноклассникам, насмехавшимся над его внешним видом. Дело в том, что подросток постоянно ходил в длинном черном пальто и берцах, носил сумку военного образца — словом, сильно выделялся на фоне своих товарищей. «В подростковом возрасте школьная неуспешность может приводить к различным формам саморазрушающего поведения, невротическим реакциям, срывам привычных адаптационных механизмов, полному отказу от учебы и изоляции», — считает наш постоянный эксперт, психолог Анетта Орлова.
Также обсуждалось влияние компьютерных игр, в которых нередко льются реки крови, на неокрепшую психику.
«Чрезмерное увлечение компьютерными играми, которое может повлечь за собой тяжелые расстройства поведения, пришло к нам с Запада. К сожалению, сложные подростки часто стремятся походить на агрессивных героев компьютерных игр. Обесценивание жизни в виртуальной реальности переносится на реальную жизнь, а эгоизм и автономия, которые пропагандируются много лет, постепенно приводят к тому, что рамки возможного расширяются и появляется мода на жестокость как способ привлечь к себе внимание», — подтверждает эту гипотезу Орлова.
«Результаты исследований показывают, что каждый четвертый ребенок выступал в роли агрессора в Сети или в реальной жизни. Кроме того, агрессия в Сети очень опасна, и защитить ее жертв очень сложно», — считает и Елена Коблик, эксперт-психолог Благотворительного фонда «Защита детей от насилия».
Вскоре после этой трагедии Елена Мизулина предложила ввести цензуру в игровую индустрию. Однако пока ее инициатива осталась без должного внимания.
Инцидент в пермской школе
Утром 15 января в различных СМИ появилась информация о том, что двое неизвестных мужчин напали на учеников пермской школы № 127. На место экстренно выехали полицейские и чиновники. Вскоре выяснилось, что случилось на самом деле. Двое 16-летних молодых людей — Лев (бывший ученик) и Александр (учился в школе в тот момент) — устроили поножовщину в кабинете, где проходил урок у четвероклассников.
Учитель, присутствовавшая в классе, пыталась защитить детей, получила несколько ножевых ранений и была отправлена в больницу. Общее число пострадавших среди школьников составило 9 человек. Затем Лев и Александр начали драку, однако подоспевшие полицейские разняли молодых людей и отправили их в клинику с ножевыми ранениями в тяжелом состоянии.
По некоторым данным, поводом для поножовщины стало оскорбительное с точки зрения Льва и Александра поздравление с Новым годом в одной из групп Вконтакте.
Достаточно было заглянуть в профайлы обоих подростков, чтобы понять: без влияния «Колумбайна» не обошлось. Цитаты и фотографии Эрика Харриса соседствовали с агрессивной музыкой, видеороликами со стрельбой и насилием.
Однако взрослые будто игнорировали не только эти многочисленные признаки потенциальной агрессии, но и существование самих детей.
До сих пор неизвестно, из-за чего случилась страшная поножовщина в пермской школе
«Подростки эмоционально менее стабильны, чем взрослые. У них еще нет накопленного жизненного опыта, поэтому в случае травматичной ситуации мозгу необходимо подстраиваться под ситуацию на ходу. Обидели? Не удается социализироваться в коллективе? Конфликт? Как себя вести — непонятно. Если у мозга нет привычного шаблона действий, то ему необходимо создать свой. Но мы устроены так, что модификация чужого поведения — то, на что ориентируется наша система, поэтому перебираются поступки других людей в подобных ситуациях. Кроме того нужно понимать, если что-то показывают по телевидению, то это социальный успех. Это то, к чему стремятся люди. К сожалению, примеры не всегда правильные», — объясняет механизм случившегося психолог Евгений Идзиковский.
Елена Коблик уверена, что одним из главных мотивов подобного поведения могут быть месть, власть, попытка избежать неудачи или самое обычное привлечение внимания. Что вполне логично в случае Льва. Ведь даже узнав, что сын находится в больнице, мама не поехала к нему, сославшись на то, что «ей там делать нечего».
Впрочем, по свидетельствам некоторых одноклассников, у Льва была образцовая семья.
Преступление в бурятской школе
Очередное кровавое нападение произошло в одной из школ Улан-Удэ 19 января. Девятиклассник Антон вошел в учебное заведение и надел маску. Он проследовал к кабинету русского языка и литературы, где в этот момент проходили занятия у семиклассников. Школьник бросил внутрь бутылку с зажигательной смесью. Когда из горящего класса начали выбегать ученики и педагог, карауливший у входа злоумышленник начал наносить им удары топором. Количество пострадавших составило 7 человек, из них шестеро — 13-летние подростки.
После этого молодой человек попытался покончить с собой, но лишь поранился. Вскоре он был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Позднее стало известно, что школа никем не охранялась и даже не была оборудована кнопкой вызова полиции.
Долгое время правоохранительные органы пытались выяснить, что же произошло в бурятской школе
Многие СМИ связали это нападение с влиянием «Колумбайна», однако местные жители уверены, что в данном случае влияние соцсетей практически полностью исключено, поскольку в Сосновом Бору интернет работает с огромными перебоями. Правда, невозможно не обратить внимания на то, что в момент нападения на Антоне была футболка с логотипом любимой группы Эрика Харриса и Дилана Клиболда.
Свидетели охарактеризовали злоумышленника как «спокойного и неагрессивного парня». Жил Антон со своей матерью и отчимом, который не стал скрывать, что практически не общался с ребенком. «Я ухожу на службу очень рано, а возвращаюсь поздним вечером», — объяснил мужчина журналистам.
«Агрессивные и жестокие подростки в большинстве своем воспитываются по типу гипопеки, родители им уделяют мало внимания, часто проявляют враждебность и агрессию, у них нет эмоциональной стабильности. Такие подростки стремятся к антисоциальному поведению, чтобы доказать свою состоятельность. Они страдают приступами ярости и дисфории», — поясняет Анетта Орлова. Сейчас молодой человек находится в СИЗО, где проведет еще два месяца. Ему уже предъявлено обвинение в покушении на убийство.
Мода на жестокость действительно пришла к нам Запада, но за каждой трагедией стоит не только она «Эффект Вертера»
«Аналогичные события в школах городов Перми и Улан-Удэ, произошедшие 15 и 19 января соответственно, напоминают известный психологам «эффект Вертера» — массовое распространение какого-либо явления за счет его упоминания в СМИ (название явления отсылает нас к роману Гете «Страдания юного Вертера», главный герой которого добровольно расстался с жизнью, а сам эффект проявился в виде волны подражающих самоубийств, прокатившейся по Европе вскоре после его публикации)», — считает медицинский психолог Никита Власов.
«Подражание свойственно всем людям, а некоторым подросткам в особенности. По всей видимости, катализатором драм в Перми и Улан-Удэ все же стала трагедия в Ивантеевке, довольно активно обсуждавшаяся в СМИ, — предполагает психотерапевт. Однако было бы неверно исключать и влияние других факторов — личности самих преступников, особенностей их социального окружения (семьи, одноклассников, учителей), экономического положения. Важной является и экзистенциальная составляющая — наличие смысла жизни у ребят, проблема одиночества и непонятости. Но определить, какой из факторов был решающим во всех трех случаях, пока сложно».
Елена Коблик, эксперт-психолог Благотворительного фонда «Защита детей от насилия», уверена, что успешность в обучении и безопасность в школе могут быть гарантированы только при внимательном и заботливом отношении родителей к ребенку, профессиональной компетентности, неравнодушном отношении всех участников образовательного процесса и своевременной медицинской диагностике и помощи. Мы были бы рады, если бы эти слова специалиста были восприняты как руководство к действию, ведь в данных историях гораздо больше жертв, чем кажется на первый взгляд: в их число стоит включить не только погибших и пострадавших, но и очевидцев трагедий, которые вряд ли смогут когда-то забыть о том, что случилось у них на глазах.