Нeзaдoлгo дo нaступлeния Нoвoгo гoдa мирoвыe СМИ сooбщили o тoм, чтo президент Франции Франсуа Олланд воспользовался исключительным конституционным правом и даровал помилование 69-летней Жаклин Соваж, которая должна была провести за решеткой десять лет за убийство собственного мужа. Почему на защиту женщины, чья вина в преступлении была доказана, встали сотни тысяч жителей Франции, а глава государства прислушался к их мнению?
-
1 2 3 …15
В конце декабря президент Франции издал указ о помиловании Жаклин Соваж, которая убила своего мужа Норбера Маро
10 сентября 2012 года терпение многодетной матери Жаклин Соваж лопнуло, и она, вооружившись охотничьим ружьем, застрелила мужа Норбера Маро, с которым прожила в браке 47 лет. Женщина призналась, что десятилетиями мирилась с издевательствами супруга и не могла ничего с этим поделать: из-за постоянных угроз мужчины никто из членов семьи не осмеливался обратиться в полицию. Но несмотря на то, что дочери Жаклин подтвердили слова матери, судьи не посчитали это самозащитой и проговорили женщину к десяти годам тюремного заключения в 2014 году.
Дело Жаклин Соваж имело большой резонанс и привлекло внимание к проблеме домашнего насилия в Европе. Многих волновали вопросы, почему она все это время терпела деспота и в конце концов решила его убить, выстрелив в спину три раза, и почему никто из соседей не обращал внимания на откровенно нездоровую ситуацию в семье.
50 лет надругательств
Жаклин Соваж познакомилась с Норбером Маро, когда ей было всего 15 лет. Несмотря на то, что родственникам девушки ее избранник не понравился, через три года она все равно вышла за него замуж. Семейная жизнь не заладилась с самого начала: из-за проблем с работой и отсутствия денег Норбер часто выпивал и поднимал руку на жену. Поведение мужчины не изменилось даже тогда, когда в семье появились дети — дочери Сильвия, Кароль, Фабьенна и сын Паскаль.
К слову, деспот не щадил и детей. Норбер неоднократно насиловал своих дочерей, когда они достигли подросткового возраста. Однако девушки так боялись отца, что никому не рассказывали о происходящем. Более того, за годы издевательств ни одна из пострадавших так и не обратилась в полицию из-за того, что мужчина грозился расправиться с ними, если хоть кто-то узнает о том, что происходит за закрытыми дверями.
Доставалось и сыну пары Паскалю — за малейшую провинность отец жестоко избивал его. За день до того, как его мать расправилась с отцом, мужчина совершил суицид. О том, что сын повесился, Жаклин узнала уже после убийства мужа, когда оказалась в полицейском участке.
Одни жители небольшой деревушки Ла Сель-Сюр-ле-Бье, где жила семья, поговаривают, что до самоубийства Паскаля довела жестокость Норбера, другие же считают, что таким образом мужчина пытался вырваться из-под влияния властной матери. Первая версия все же считается приоритетной: водитель, который в свое время работал с семьей Маро, рассказывал во время одного из судебных заседаний, что Жаклин всегда была добродушной, а вот у ее мужа был тяжелый характер. «У отца и сына были натянутые отношения. Они часто прилюдно ссорились. Казалось, что Норбер делал все, чтобы уничтожить Паскаля», — говорил свидетель.
Попытку самоубийства ранее предпринимала и сама Жаклин. Медикам удалось спасти ее, однако своему лечащему врачу она так и не рассказала, что довело ее до столь отчаянного шага.
В тот злополучный вечер, 10 сентября, Жаклин прилегла отдохнуть после очередной ссоры с Норбером, но он разбудил ее пощечинами и потребовал приготовить ему ужин. Вместо того, чтобы пойти на кухню, она отправилась в кладовку и достала оттуда охотничье ружье.
Пока Норбер распивал алкогольные напитки на террасе, Жаклин подкралась и три раза выстрелила в спину, закрыв глаза.
Когда Соваж в состоянии шока доставили в полицейский участок, она призналась, что боялась за свою жизнь и за детей. Жаклин и ее адвокат представили убийство как акт самозащиты, ведь Норбер чуть ли не ежедневно избивал жену и набросился на нее за несколько минут до трагедии.
Позже судебный психиатр поставил Соваж диагноз «синдром избитой женщины» — по мнению экспертов, именно этим можно объяснить тот факт, что за 47 лет домашнего насилия она ни разу не пожаловалась стражам порядка.
Впрочем, это, казалось бы, смягчающее обстоятельство не помогло ей избежать тюрьмы — 28 октября 2014 года Жаклин приговорили к 10 годам заключения.
Символ жертв домашнего насилия
Ни Жаклин, ни ее авдокаты с вердиктом согласны не были. Но по французским законам случай Соваж действительно нельзя назвать актом самообороны, ведь своего мужа она убила не в момент ссоры, а через некоторое время после того, как он напал на нее.
Тогда многие женщины, знающие не понаслышке, что такое домашнее насилие, вступились за Жаклин. К ним присоединились и организации, борющиеся за права женщин. Около тюрьмы, где отбывала свой срок Соваж, постоянно проводились акции протестов в ее защиту. Сотни тысяч людей подписали петицию с просьбой освободить женщину, оказавшуюся заложницей ситуации, в которую она поневоле попала. Но и это не помогло…
В 2015-м адвокаты пытались оспорить решение суда, однако апелляционная инстанция не смягчила наказание и сохранила приговор в силе.
В начале прошлого года дочери Жаклин Соваж даже обратились к президенту Франции Франсуа Олланду и попросили его повлиять на ситуацию. Вначале глава государства добился того, чтобы судьи сократили срок пребывания женщины за решеткой, однако с указом о помиловании он не торопился.
Олланд ранее неоднократно высказывался о том, что является ярым противником использования президентом конституционного права помилования, поэтому предпочитает не делать исключений. Но на этот раз лидер Франции переступил через свои убеждения: 28 декабря стало известно, что Франсуа Олланд даровал Жаклин Соваж полное помилование.
О том, что женщина свободна президент объявил и на своей странице в Twitter: «Я решил предоставить помилование Жаклин Соваж и сократить срок ее наказания. Она должна быть немедленно освобождена».
Уже 6 января 2017 года Жаклин публично выступила на телевидении и поблагодарила всех людей, которые поддерживали ее в столь сложный период жизни. В ходе телеэфира она рассказала о том, как узнала о президентском помиловании: «Мы с адвокатом обсуждали возможность условно-досрочного освобождения, открылась дверь, и зашел охранник, спросивший, знаю ли я о том, что произошло. Он воскликнул: «Вы свободны!».
Жаклин также дала понять, что отныне намерена заниматься поддержкой жертв домашнего насилия.
Согласны ли вы с решением президента Франции, помиловавшим убийцу мужа-тирана?Да, она и так настрадалась за 50 лет Нет, мне кажется, это все же убийство, а не акт самозащиты Убийцы должны отбывать срок независимо от обстоятельств Ваш вариант ответа